Традиционно считается что зима не лучшее время в средней полосе России для путешествий, особенно если вы не движетесь на юг 🙂
Многие городские жители впадают в «зимнюю спячку» и выбираются из неё только после майских праздников. Однако для любителей активного отдыха — зима предоставляет массу возможностей!

Еще осенью, после возвращения с Кавказа я стал думать о февральском путешествии, чтобы немного встряхнуть одряхлевший за зиму организм. Вариантов было, много и все они мне почему то не очень нравились. Либо было дорого, либо очень далеко. Поэтому взор был брошен в сторону северных пределов европейской части нашей Родины и как оказалось совершенно небезосновательно.

У подножия горы Нуорунен

Итак….
Национальный парк «Паанаярви», Северная Карелия, 20 — 28 февраля 2010 года

Наш путь начался с поезда «Арктика» следующего по маршруту Москва-Мурманск. Следует отметить прекрасное состояние новых вагонов отвечающее самым современным стандартам с биотуалетами, кондиционерами и прочими достижения цивилизации. При этом стоимость плацкарта в одну сторону составляла 1500 руб и с учетом примерно такого же расстояния до пункта назначения но в км являло собой пример идеального соотношения цена-качество.

Неспешный путь в 27 часов до станции Лоухи был преодолён в беседах и попытках борьбы с полусном. Поезд безусловно утомляет именно своим бездельем.

Расписание движения поезда

и вот мы наконец прибываем поздно ночью на станцию Лоухи и выгружая с шумом и гамом все наши рюкзаки и лыжи устремляемся на свободу. Как Вы думаете кто нас встретил первым? Нет, не водитель, а конечно же пограничник! Он строго нас допросил о целях посещения этого гостеприимного края, оценил взглядом схожесть лыж и стрелкового оружия в чехлах, переписал мой паспорт и пожелал удачи. Так что граница наша на замке 😉

Наконец приехал наш УАЗ-буханка и доставил нас примерно за два часа до посёлка Пяозерский, где расположен визит-центр парка. Следует отметить довольно высокую организацию персонала национального парка несмотря на его государственный статус. Видно, что люди заинтересованы в своей работе, что не может не радовать. Дорога из Лоухи до Пяозёрского довольно приличная, местами правда с лёгкой гребенкой, но не представляет никаких проблем для легкового автомобиля.

Примерно в 7:00 добрались до визит центра, где узнали что магазины открываются в 10 утра 😀
В визит-центре можно спокойно дождаться утра, отдохнуть, попить чаю и поесть захваченные с собой припасы. Обстановка почти домашняя. Также есть небольшая выставка посвященная истории парка Паанаярве, его созданию, развитию и достопримечательностям. Уровень конечно не выше заштатного краеведческого музея, но вполне информативно. Температура за бортом рано утром была около -30С.

Визит-центр парка

Москвичи немного отвыкли от этого, но не стоит забывать где вы….
И нам пришлось ждать первой же возможности купить продукты.

Закупка продовольствия

Сам посёлок Пяозерский не представляет из себя ничего особенного, кроме финских блочных домиков (хотя и довольно страшных на вид), но наверно функциональных. Кроме того, я заметил что традиционной для ПГТ грязи на улицах нет, все прибрано и довольно аккуратно. Видно что есть хозяин.

посёлок Пяозерский

После решения орг-вопросов с администрацией парка и закупки продовольствия мы наконец то выдвинулись примерно в половине одиннадцатого в сторону кордона парка. Дорога занимает ещё порядка полутора часов. Местность становится все более холмистой по мере приближения к месту назначения.

Дорога в Паанаярви

И вот долгожданный кордон, где мы должны предъявить пропуск в парк. Так как мы были на транспорте парка, то эта процедура заняла несколько минут и после «перекура» мы продолжили наш путь в избу под названием «Мост Оланга».

Кордон Дикие звери на пути

Наше транспортное средство

наш транспорт

На кордоне часть энергии получают из альтернативных источников энергии. Хотя мне кажется что при низком зимнем солнце это скорее дань моде.

Солнечная электростанция Информационный стенд

Избушка для тех кто бывал в отдалённых районах довольно простая. Сделана без затей, в основном в расчёте на летний сезон. Поэтому в сильные морозы (а мы приехали именно в такие) требует постоянной работы печки, чтобы поддерживать положительные температуры в доме.

Изба Хозяйственные строения Дровяница Печь

Немного освоившись с бытом, мы решили прогуляться на лыжах дальше по северной дороге, чтобы немного привыкнуть к экипировке, а заодно опробовать скорость передвижения по снегоходному следу. Одним из условий пребывания в парке, является договорённость, что Вы не будете самостоятельно прокладывать маршруты в лесу, а будете следовать по уже натоптанным снегоходным тропам. Пару шагов в сторону, особенно без лыж снимают все вопросы. Вы сразу же уходите в снег примерно по пояс 😉

Беседка Страж Лыжники

Зимний лес и чистый белый снег приведут в восторг любого жителя города!

Холмы однако

Встречаются иногда и странные новообразования на вершинах елей….

Странная ель Шар

Дальше просто несколько видов вокруг реки Оланга

Зимний лес

Мост через реку

Мост Оланга

Зимняя дорога

Лыжня Арка

Обилие оттенков синего просто поражает!

Северные ели Пейзаж в Паанаярви Закат

Бородатый лишайник который растёт здесь повсюду свидетельствует о хорошей экологии. В Финляндии его едят олени.

Бородатый лишайник

Вот так закончился наш первый день 21 февраля в парке. Было ясно и холодно. Днем около -20С. На лыжах мы прошли 10 км.

Тишина Хорошо зимой

Вечером нас ждал ужин при свечах. Стоит напомнить что электричества и сотовой связи в парке нет!

Ужин при свечах Как в старину

На следующее утро погода испортилась, в смысле того что стало пасмурно, при этом стало теплее что благоприятно сказалось на скольжении лыж. В этот день мы предприняли поход на лыжах в сторону озера Паанаярви.

Не знаю такую рыбу! Куда же пойти?

В итоге, пройдя пять км от избы до озера нам удалось продвинуться ещё на пять километров в сторону финской границы по льду.

Белое безмолвие

К сожалению до красных утесов Рускеакаллио мы не дошли, так как световой день ограничен, а путь неблизкий, т. е. еще примерно 10 км. Да и честно говоря напрягаться никому не хотелось, поэтому пройдя «точку невозврата» и перекусив мы встали на обратный путь и вернулись засветло.

Зимнее солнце Причал

Общая длина маршрута составила порядка 20 км. Лес в пасмурную погоду кажется чёрно-белым. Особенно это заметно на фотографиях. Алексей в этот день шел уже на снегоступах (купленных по случаю в Декатлоне), а Ваня боролся с лыжней на своём узком пластике, успев проехать при этом до озера на проходящем мимо нас снегоходе.

Река Оланга Еще одна зимняя арка

К вечеру мы наблюдали очень красивый закат. Температура примерно -10С, влажность около 80%.

Закат над Олангой Суровый быт

23 февраля, в день «Красной Армии», мы решили «поднять планку» и отправились на прогулку в водопаду Киваккакоски.

Изба Теремок

Погода в этот день благоприятствовала, светило солнышко и морозец был около 15 градусов. Влажность 70%.

Дорога в Вартиолампи

Однако сначала нас ожидал визит в брошенную финами деревню Вартиолампи.

Развилка Домик в Вартиолампи

Зимой там особо смотреть нечего, вдохновляет только вид с обрывистого берега на гору Кивакка и реку Оланга. Место красивое и довольно удобное.

Амбар Информационный стенд

Пошатавшись немного между деревенскими строениями мы отправились дальше и через девять километров достигли водопада Киваккакоски.

Остатки дома в Вартиолампи Указатель на водопад Болото

В целом это больше пороги чем водопад, но звук бурлящей воды, белого снега, искрящегося солнца и голубого неба оставляет неизгладимое впечатление. От водопада открывается величественный вид на гору Кивакка.

Спуск к водопаду Водопад Киваккакоски Настоящее?

Надо будет обязательно туда забраться летом. Уходить не хотелось, но нас ждала 15 километровая дорога домой. Надо сказать что вернулись мы уже ночью, при свете Луны.

Водопад Киваккакоски и гора Кивакка Лес

По времени прогулка заняла семь с половиной часов с 11:30 до 19:00, а темно уже становится после шести вечера. Ребята вернулись ещё позже, так как на снегоступах и пешком идти 30 километров было значительно тяжелее чем на лыжах.

Наноэнергия

24 февраля прошло в спокойной и расслабленной обстановке без каких либо походов. Мы просто ели, спали, ходили в баню и болтали. Это был день отдыха и каждый занимался чем хотел. Погода была пасмурная, утром шел сильный снег. Температура -11С, влажность 83%.

Баня

В четверг 25 февраля с утра появилось Солнце, что было очень кстати, так как мы запланировали поездку на гору Нуорунен на снегоходе. Приехал егерь с санями, мы загрузились вчетвером и выдвинулись в сторону кордона.

Собираемся в дорогу

Если езду за спиной у егеря можно охарактеризовать как комфортную, то то что творилось в санях на скорости иногда достигающей 60 км в час можно охарактеризовать как неожиданный трэш. Ощущения просто незабываемые, когда твоя голова болтается в 15 см от снежной поверхности, в лицо тебе дует ветер и летит снег, мимо на огромной скорости (ну нам так казалось) проносятся ели и ты не можешь толком двигаться так как рядом лежит ещё одна бессловесная тварь в виде твоего товарища.

Поначалу жутковато, но потом как то привыкаешь и становится весело. Но только мы выехали на барсовку (старый снегоходный след), так наш снегоход «Тайга» стал вязнуть и проваливаться под снег при малейшем отклонении от колеи. Для нас это стало неприятной неожиданностью, но егерь сказал что снега действительно в этом году много и действовать будем по схеме, когда впереди идет «Буран» с другими туристами, а за ним, по утоптанному следу поедем мы. Сказано — сделано. Однако это не уберегло нас от регулярных физических упражнений по вытаскиванию снегохода.

А снега то дофига!

Уже после обеда мы добрались до самой горы Нуорунен. У подножия, в лучах вечернего Солнца стояли северные ели покрытые роскошными снежными шапками.

У подножия горы Нуорунен

Одна из особенностей этого вида елей в том, что они имеют ярко выраженную конусообразную форму, т.е. без нашей средне-полосной разлапистости.

Прогулка по сказочному миру

Чем выше мы поднимались в гору, тем дивнее становилась картина. Ели стали ниже и зелень была полностью скрыта под инеем, что превратило их в каких то странных снежных чудовищ!

Езда на снегоходе

Фото только в небольшой степень могут передать эти ощущения. На вершине же дует сильнейший ветер, метет снег как в суровой Арктике и на момент можно представить что вы попали на бескрайнюю снежную планету, где совсем нет места теплокровному человеку.

Вид на Кивакку с Нуорунена Полярные зарисовки Снежный конь

С высоты 576 метров открывается вид на лесной край, перемежающийся белыми блюдцами озер.

На вершине горы Нуорунен Вид на долину озёр

Панораму с Нуорунен можно посмотреть здесь.

Снежные великаны охраняют этот величественный покой. В легкой дымке видны все окрестные вершины. Местные достопримечательности: сейд и геодезический знак скрыты под слоем снега и их невозможно увидеть.

Заход солнца Планета снежных чудовищ Не укусит? На вершине горы Нуорунен Дорога домой Перекусить - дело святое

Дорога обратно как обычно была быстрее и веселее, но вернулись мы уже когда Солнце село и тьма стала сгущаться над нашей избушкой.
Погода: с утра переменная облачность, с 11 утра ясно, температура -20С.

Закат у горы Нуорунен Далеко ли до финской границы? Северная Карелия

Пятница 26 февраля был отвальный для нас день. Мы потихоньку приводили вещи в порядок, собирали рюкзаки, прибирались в доме, чтобы примерно в шесть вечера отправиться в визит-центр, переждать там несколько часов и выдвинуться на станцию к отбывающему поезду в четыре утра. Посадка на поезд запомнилась небольшим кроссом с тяжеленным рюкзаком, ошарашенной проводницей вагона к которому устремилось более дюжины человек с кучей барахла и недовольными пассажирами которых мы конечно же разбудили.
Погода: С утра переменная облачность, после обеда ясно. Температура в 10:30 составляла -13С, влажность 90%.

Последний закат в Паанаярви Питер

Вернулись в Москву мы утром, в воскресенье 28 февраля полные впечатлений и здоровья.

Сейчас, когда я пишу эти строки, я понимаю что мне хочется посетить этот парк ещё и в летний сезон, тем более что многое там стало почти родным.
Узнать подробности для желающих посетить парк можно на официальном сайте